Мануэль де Фалья

Мануэль де Фалья — известный испанский композитор, пианист, музыковед. С Федерико Гарсиа Лоркой он познакомился в 1919 году, во время одного из своих визитов в Гранаду. Несмотря на 22-летнюю разницу в возрасте, они стали хорошими друзьями. Дон Мануэль называл Федерико «мой дорогой сын», а Федерико испытывал к нему теплые сыновние чувства. Великий музыкант Мануэль де Фалья был покорен игрой Федерико на пианино, когда тот исполнял прелюдию Дебюсси на одном из выступлений. Позднее они часто встречались. Вместе со своим старшим другом композитором Мануэлем де Фальей Федерико Гарсиа Лорка организовал конкурс «Канте хондо», который состоялся 13 и 14 июня 1922 года в Гранаде во время традиционных религиозных празднеств. Цель фестиваля состояла в собирании подлинных напевов «канте хондо», в выявлении талантливых исполнителей, в возрождении интереса к этому древнему искусству. В преддверии праздника Мануэль де Фалья опубликовал информационную брошюру «Cante jondo», а Лорка, в свою очередь, прочел в «Артистическом центре» Гранады 19 февраля 1922 года целую лекцию на тему «Историческая и художественная ценность народного андалузского песенного жанра "канте хондо"». В этой лекции Федерико неоднократно использовал записи, подготовленные Мануэлем для издания упомянутой брошюры.

19 августа 1936 года Мануэль де Фалья узнал об аресте Федерико и о том, что он находится в управлении гражданского губернатора. Он поспешил в то же утро на улицу Дукеса, чтобы просить губернатора Вальдеса за своего друга. В управлении дону Мануэлю, которого сопровождали несколько молодых фалангистов, сообщили, что Федерико уже расстрелян, да и ему самому пригрозили тем же. Подавленный тяжестью этой вести, он направился на улицу Сан-Антон, в дом, где находилась семья поэта. Позднее двоюродная сестра Федерико Исабель Рольдан, видевшая композитора в тот день, рассказывала: «Бедный дон Мануэль, ему самому чудом удалось спастись. Он пошел просить за Федерико, и его засадили туда, во внутренний дворик, чтобы расстрелять его. Его отправили во дворик, но пришел офицер и вывел его на улицу. Он знал его и вывел на улицу. Отправил его во дворик Вальдес Перес Агилера, он придерживался самых правых убеждений, его отец был отставным жандармом... Дон Мануэль вышел на улицу, в управлении с ним обошлись грубо, но он пошел на Сан-Антон. Я ему открыла дверь и сказала: "Дон Мануэль, они еще ничего не знают". Он пришел к нам рассказать, что хотел вмешаться и что ему даже не дали ничего сказать, а я, открыв дверь и увидев его лицо, успела сказать ему: "Дон Мануэль, они ничего не знают. Входите". Он побыл недолго, но ничего не сказал».

Мануэль де Фалья (исп. Manuel de Falla, полное имя Manuel María de los Dolores Falla) родился 23 ноября 1876 года в городе-порте Кадисе на самом юге Испании. Он начал заниматься музыкой в возрасте восьми лет с матерью — талантливой пианисткой. Теорию музыки ему преподавали А. Одеро и Э. Брок. С девяти лет принимал участие в любительских концертах, в частности пел в хоре, исполнявшем ораторию Гайдна «Семь слов Спасителя на кресте». Вскоре появились и первые собственные сочинения, с которыми он также выступал в домах Кадиса. Завершил свое музыкальное образование в консерватории в Мадриде у известного педагога-пианиста Х. Траго и выдающегося композитора Ф. Педреля. В 1904 году завоевал первую премию на конкурсе пианистов. В 1905—1907 годах жил в Мадриде, где получил первую премию Академии изящных искусств за оперу «Короткая жизнь» (в России известна под названием «Девушка из предместья»). С 1907 по 1914 год жил в Париже, где познакомился с И. Альбенисом, встречался с К. Дебюсси, П. Дюка, М. Равелем. Мастерство композитора достигло расцвета после возвращения в 1914 году в Испанию. В Мадриде в 1915 году по инициативе Мануэля де Фальявозникло Национальное музыкальное общество, целью которого была пропаганда лучших произведений испанской и зарубежной музыки. В те годы он написал кукольную оперу «Балаганчик маэстро Педро» (1923), балеты «Любовь-волшебница» (1915) и «Треуголка» (1919), сюиту «Симфонические впечатления», «Ночи в садах Испании» для фортепиано с оркестром (1915), пьесы для фортепиано, гитары и другие сочинения. Его произведения, написанные для других инструментов, транскрибированы для гитары и занимают одно из ведущих мест в репертуаре классических гитаристов. После окончания гражданской войны в Испании в 1939 году Мануэль де Фалья уехал в Аргентину, сначала в Буэнос-Айрес, затем в Альта Грасия, провинция Кордова. В последние годы жизни писал мало. Мануэль де Фалья скончался 14 ноября 1946 года. Его тело было перевезено в Испанию и торжественно погребено в соборе Кадиса.