Аргентина

Федерико в 1932—1933 годах был увлечен театром «Ла Баррака», но вместе с этим он продолжал читать лекции, а также писал пьесы. Пьеса «Кровавая свадьба», над которой он начал работать еще в 1928 году, была закончена в 1933-м. Ее премьера состоялась 8 марта 1933 года в театре «Беатрис» в Мадриде, в зале, заполненном знаменитостями: здесь были Унанимо, нобелевский лауреат Хасинто Бенавенте, поэт и будущий нобелевский лауреат Висенте Алейсандре, Луис Сернуда, Хорхе Гильен... Главную роль сыграла актриса Хосефина Диас де Артигас. 5 апреля 1933 года состоялась премьера еще одной пьесы — «Любовь дона Перлимплина», поставленной самим Лоркой в Клубе друзей театральной культуры. «Кровавая свадьба» принесла ему настоящий успех как драматургу, а чтение лекций обеспечивало материальную самостоятельность, ему уже не требовалась поддержка отца.

В сентябре 1932 года Федерико отправился в свое второе и последнее путешествие за океан. Он посетит Аргентину и Уругвай, где и почувствует себя на вершине славы. Его пьеса «Кровавая свадьба», главную роль которой играла Лола Мембривес, уже шла с необыкновенным успехом в Аргентине и Уругвае. Лорку встретили восторженные поклонники, его пьесы ставились в театрах, он читал лекции, давал интервью газетам. В Мексике была опубликована поэма Лорки «Ода Уолту Уитмену. В Аргентине Федерико познакомился с чилийским поэтом Пабло Нерудой.

После представления «Кровавой свадьбы» 25 октября на Федерико обрушился оглушительный успех. Всего было дано сто представлений пьесы, от каждого Лорке от сборов отчислялись десять процентов, и и он заработал столько денег, что даже открыл счет в банке. Приехав в Аргентину на несколько недель, Лорка пробыл в ней полгода. Жаль только, что Рождество наступившего 1933 года он провел не в кругу семьи!.. В декабре на сцене была представлена пьеса «Чудесная башмачница». Публика принимала спектакли с восторгом. В это время Лорка взялся за окончание пьесы «Йерма». Поскольку наспех окончить «Йерму» не получалось, Лорка переработал комедию классика Лопе де Веги — «Дама-дурочка». «Дама-дурочка» имела успех, сравнимый с двумя предыдущими его пьесами. Причем успех был настолько велик, что, по настоятельным просьбам публики, Федерико возобновил свою старую пьесу — эротическую кукольную комедию «Балаганчик дона Кристобаля»; он отдает ее Лоле Мембривес, и эта пьеса становится ее триумфом. За все это он получает огромные для него суммы, которые пересылает отцу в Гренаду почтовыми переводами из Монтевидео. Наконец-то он — состоявшийся человек, известный литератор и благопристойный гражданин.

Наконец, после многих отсрочек, Лорка принял решение возвратиться в Испанию: 27 марта 1934 года состоялся прощальный вечер, с обильными возлияниями, на котором его провожали «сотни друзей». Утром 11 апреля уже прибыл в Барселону. Вечером того же дня он сел в поезд, идущий в Мадрид, и на следующий день был дома! Невероятное приключение в Латинской Америке осталось позади. Впрочем, успех Лорки в Аргентине продолжался и без него вплоть до возвращения Лолы Мембривес в Испанию осенью: она успела дать 200 представлений «Дамы-дурочки», 150 — «Кровавой свадьбы», 70 — «Чудесной башмачницы» и 20 — «Марианы Пинеды». В том 1934 году Лорка, без сомнения, был самым играемым автором и постановщиком во всем испаноязычном мире.