«Йерма»

Трагическая поэма в трех актах и шести картинах «Йерма» (с исп. «бесплодная») была представлена 29 декабря 1934 года в «Театро Эспаньол» в Мадриде труппой Маргариты Ксиргу. Постановку ждали с нетерпением. Накануне была проведена генеральная репетиция, она прошла в атмосфере всеобщего воодушевления. На ней присутствовали: драматург Хасинто Бенавенте, нобелевский лауреат (Лорка познакомился с ним в Мадриде в студенческой «Резиденции»); драматург Рамон дель Валле Инклан и Мигель де Унанимо.

Успех постановки был полный. Пьесу признали лучшей из всех произведений Лорки для театра. Унанимо объявил, что Лорка достив вершины своего мастерства. В этом произведении Федерико талантливо описал крестьянскую трагедию, проблему чести и драму бесплодия. Атмосфера пьеса проникнута духом разочарования и горечи, но при этом события описаны очень ярко и жизненно. Своим сюжетом пьеса вызвала настоящий скандал в правых кругах, началась настоящая травля поэта. Его обвиняли в попрании моральных устоев, ведь в этой пьесе крестьянка убивает своего мужа только за то, что он не сделал ей ребенка! В прессе появляются отрицательные отзывы, тоже с подачи правых сил. Причем критике подверглась и актриса Маргарита Ксиргу.

«Йерма» стала второй пьесой Лорки, посвященной крестьянской Андалузии. Первой была «Кровавая свадьба», а завершит трилогию «Дом Бернарды Альбы». Главной темой «Йермы» стало бесплодие. Вообще эта тема давно волновала поэта. еще в детстве он видел портрет первой жены своего отца, которая прожив четырнадцать лет в браке, так и не смогла родить ребенка. После ее смерти дон Федерико поспешил жениться на молодой женщине, донье Висенте, которая исполнила его мечты, сделав отцом пятерых детей. отец просто обожал своих отпрысков, что ясно давало понять глубину трагедии бесплодности в первом браке. Кроме этого, в Андалузии рождение детей считалось знаком Божьего благословения. Тем более в крестьянской среде, где все мысли были о плодородии, об урожае. Роль женщины заключалась в рождении детей и воспитании их дома. Строгое затворничество женщин скрашивалось детьми, и их отсутствие было настоящей трагедией. Второй темой пьесы стала честь. В отличие, например от Франции, зараженной духом свободомыслия и распущенности, в Испании к вопросам чести относились очень серьезно.

Парадокс пьесы «Йерма» заключается в том, что молодая здоровая крестьянка не может родить ребенка. она обожает детей, но вынуждена жить в пустыне своего бесплодия, ее муж больше всего озабочен своим материальным благополучием, чем семейными вопросами. Проходят годы, жизнь в четырех стенах без детей становится невыносимой. Прошло пять тоскливых лет, и Йерма решается на непоправимый поступок.

Йерма страстно хочет родить ребенка, она выспрашивает свою забеременевшую подругу Марию о том, каково это, ждать ребенка, ее интересует все. Мария отвечает ей дивным поэтическим сравнением, одновременно сельским и библейски высоким: «Ты когда-нибудь держала живую птицу в руке? — Так вот, это то же самое, только у тебя в крови». Но Йерма замужем за крестьянином, который думает только о своей земле, безнадежно сухой, по ночам он смотрит за своими быками, оставляя жену одну. Он даже радуется отсутствию детей, ведь они требуют ненужных расходов. Скупой ограниченный муж, не уделяющий внимание жене, тем не менее требует от нее соблюдения чести, он запрещает выходить ей из дома, в котором она живет под присмотром двух золовок. Пастух Хуан, веселый жизнерадостный парень, частенько заговаривает с Йермой, что становится пищей для пересудов. Но Йерма верна мужу, для нее понятие чести так же важно, как и желание иметь детей. Она обращается к знахарке, после этого отправляется в паломничество в Моклин. Там она видит крепких парней, всегда готовых помочь свершиться чуду, что приводит ее в настоящий ужас Она возвращается домой, и не в силах найти выход из этого положения, в отчаянии убивает своего мужа, а значит, и ребенка, которого она могла бы иметь от него. Последняя реплика Йермы говорит о ее трагедии: «Мое тело теперь высохло навсегда. Что вам нужно от меня? Не подходите! Я убила своего сына! Своими руками я убила моего сыночка!»