«Мариана Пинеда» и «Цыганское романсеро»

В мае 1925 года вышел поэтический сборник Федерико «Песни». В этой книге были произведения, отобранные Лоркой с помощью его рассудительного брата Франсиско: эта работа потребовала от Федерико очень много терпения. Сборник был выпущен в Малаге издательством «Литорал», директором которого был поэт Эмилио Прадос — один из друзей Лорки.

Премьера спектакля «Мариана Пинеда» состоялась 25 июня 1927 года в Барселоне. Это при том, что уже в 1925 году Федерико читал готовый третий вариант пьесы семье Сальвадора Дали. Причина была в том, что в Испании в это время произошел государственный переворот, в результате которого к власти пришел генерал Примо де Ривера (был у власти с 1923 до 1930 года). Он установил жесточайшую цензуру, которая не способствовала развитию свободолюбивых талантов. Да и директор театра Грегори Мартинес Сиерра, помня предыдущую неудачу с пьесой Лорки «Колдовство бабочки», отнесся к идее новой постановки без восторга. Хотя сама идея патриотической пьесы о героине андалузского сопротивления ему понравилась. Федерико прочитал свое произведение в Фигерасе перед многочисленными зрителями, затем в «Атенео». Известная каталонская актриса Маргарита Ксиргу заинтересовалась спектаклем и сумела подключить всю артистическую элиту в поддержку Лорки. Репетиции начались 13 февраля 1926 года. В это же время Сальвадор Дали по просьбе друга рисовал эскизы к декорациям «Марианы Пинеды». Премьера состоялась в театре «Гойя» в Барселоне. После четырех представлений в этом городе пьесу решили показать в столице. И вершиной триумфа молодого драматурга стало представление «Марианы» в театре «Фонтальба» в Мадриде 12 октября 1927 года. После десяти показов пьесы в этом театре Федерико Гарсиа Лорка был признан испанским драматургом. Это стало по-настоящему триумфальным вхождением в мир театра.

Одновременно с показом спектакля «Мариана Пинеда» в Барселоне, в галерее «Далмау» открыли выставку рисунков Федерико Гарсиа Лорки. Федерико с детства любил рисовать, его поэтические тексты были усеяны рисунками, для своей первой кукольной пьесы о доне Кристобале и Росите сам рисовал эскизы костюмов и декораций, рисунками сопровождались и его письма друзьям. Выставка в Барселоне была организована по инициативе Сальвадора Дали, а главным организатором стал каталонский критик Себастьян Гаш. С Федерико он познакомился за месяц до этого, прочитал его новую книгу «Песни» и стал ярым приверженцем поэта. Выставка открылась 25 июня и работала до 2 июля. Среди двадцати четырех картин Лорки были «Портрет художника Сальвадора Дали», «Поцелуй в зеркало», «Мечта моряка», «Дама на балконе» и другие. Удалось продать четыре из них, остальные Федерико подарил своим друзьям в Каталонии. Выставка не привлекла особого внимания, в прессе появилась только одна статья, написанная Себастьяном Гашем. В ней критик очень лестно отзывался о работах Федерико: «Рисунки Лорки обращены только к чистым душам, к простым людям, которые способны чувствовать не мудрствуя. К тем, кто способен безошибочно ощутить бесконечную поэтичность детских понятий... Это продукт чистой интуиции — его рукой водило само вдохновение. Его рука умеет просто отдаться вдохновению. Она отпускает себя на свободу, не сопротивляется ничему — она сама не знает, и не хочет знать, куда ее влечет. Это настоящая поэзия, много поэзии...» Банкет в честь окончания выставки 2 июля стал триумфом Федерико — художника и поэта. На вечере Лорка читал свое новое произведение — «Цыганское романсеро», которое принесло ему позднее всеобщую известность и славу.

1928 год стал для Федерико очень удачным. Начиная с февраля, Лорка вместе с несколькими друзьями издает в Гранаде литературно-художественный журнал «Гальо» (вышло два номера), в котором публикует несколько своих рассказов. Летом 1928 года Федерико опубликовал самое успешное свое произведение — «Цыганское романсеро». Поэтический сборник, напечатанный в издательстве Revista de Occidente, которым руководил философ Хосе Ортега-и-Гассет, назывался Primer romancero gitano. Первый же тиаж в 3500 экземляров был раскуплен за несколько дней, это был несомненный успех. Книгу очень тепло встретили интеллектуалы Испании. Федерико создавал это произведение в течение пяти лет. Еще весной 1923 года он рассказывал о своем замысле в письме своему другу и наставнику Мельчору Фернандесу Альмагро: «Я хотел бы создать произведение высокое и спокойное: я напишу "романсы" с прудами, горами и звездами; это должно быть создание таинственное и чистое, каким бывает цветок: он весь — в своем запахе. Я введу в свою поэзию тени арабских девочек, играющих на деревенских улицах, и в рощах моей лирики хочу уловить слухом идеальные образы старинных народных песен... Я создам произведение народное и совершенно андалузское». В «Цыганском романсеро» восемнадцать поэм, в целом более тысячи строк. Рисунок для обложки Федерико создал сам: буквы названия тщательно выписаны красной тушью; над ними изображен горшок — знаменитый андалузский «búcaro», из которого тянутся вверх три тонких стебля с тремя подсолнухами — но в виде трех черных солнц, которые создают выразительный образ засухи и скудости. На изображение горшка накладываются очертания карты Испании, испещренной красными точками — как капельками крови.