Театр «Ла Баррака»

В декабре 1930 года на сцене театра «Эспаньоль» труппа Маргариты Ксиргу показывает пьесу Гарсиа Лорки «Чудесная башмачница» в театре «Эспаньоль». В это время Лорка задумывается о создании пьес для своего театра. В то время испанский театр был пропитан унылой буржуазностью, на сцене показывались банальные семейные конфликты, адюльтер, борьба между кланами, явная театральщина, рассчитанная на эффект в конце спектакля. Лорка понял, что существуют два разных театра: поверхностный, пускающий пыль в глаза зрителю – для развлечения буржуа, и другой – глубинный, который он назовет «театром под песком» и который попытается создать (без особого успеха) с помощью своего «невозможного театра». Настоящий, хороший театр – это компромисс между этими крайностями, Лорка быстро понял это и сумел обогатить испанский, да и мировой театр того времени своими лучшими пьесами.

После установления 14 апреля 1931 года Второй республики демократическая Испания получила возможность возрождения. Лорка воспринял перемены с надеждой на культурный прорыв, о котором он мечтал. В мае 1932 года была опубликована книга «Поэмы канте хондо», написанная за десять лет до этого. Фернандо де лос Риос, друг и учитель Федерико стал в новом правительстве министром общественного образования, что давало Лорке возможность полностью реализовать себя на театральном поприще. Он читает своим друзьям пьесу «Публика», написанную в Америке. Летом Федерико вернулся в Уэрта-де Сан-Висенте, чтобы завершить еще одну пьесу, начатую за океаном, – «Когда пройдет пять лет». Его воображение полностью занято театром, он приветствует свежие республиканские веяния в обществе – не с политической точки зрения, так как он всегда был далек от политики, а как пьянящую свободу поэтического слова, особенно в театральном его воплощении.

В родном городке Федерико Фуенте-Вакеросе местные власти приняли решение переименовать улицу, которая называлась «calle de la Iglesia», в улицу «Federíco García Lorca». Это было редким случаем, когда улица была бы названа в честь живущего и здравствующего человека. На торжественном мероприятии присутствовал и Фернандо де лос Риос. Теперь вместе со своим учителем Лорка погружается в новое дело – культурное обновление Испании. Лорка принял решение возглавить настоящий передвижной народный театр под названием «Ла Баррака». Для Федерико этот проект стал материализацией его поэтического идеала, его честолюбивых устремлений, подмостками будущей славы. Целью передвижного театра, актерами которого стали мадридские студенты факультета философии и словесности, было просвещение крестьян. Фернандо де лос Риос пожертвовал для театра сто тысяч песет, тем самым став его «крестным отцом». Вместе с молодым драматургом Эдуардо Угарте Лорка занимался театром в течение пяти лет, несмотря на яростное противодействие правых националистов, те опасались продвижения театром марксистских идей. Труппа состояла из тридцати человек. Парни носили рабочую спецодежду из голубого полотна, а девушки – строгие бело-голубые платья. Кроме этого, у всех на груди, там, где сердце, была эмблема: театральная маска на колесе Фортуны, а скорее, это было колесо повозки бродячих артистов, которых стали называть «barracos»; эта эмблема стала символом передвижного театра.

После двух пробных спектаклей в Мадриде, которые прошли в амфитеатре Мадридского университета в декабре 1931 года, театр начал свое путешествие по провинциям Испании. В репертуаре «Ла Баррака» были классические произведения испанского театра – три короткие пьесы Сервантеса и «auto sacramental» (испанский вариант средневековой мистерии) Кальдерона «Жизнь – это сон».

Труппа, кторая состояла только из студентов, могла играть только во время летних каникул, поэтому первая их поездка началась в июле 1932 года. Большой грузовик «шевроле» с декорациями и реквизитом в сопровождении двух полицейских фургонов, в которых перевозили актеров, начали свой путь по пыльным дорогам провинции. Представления были бесплатными. За четыре сезона своего существования народный театр посетил более шестидесяти небольших городков и деревень в самых отдаленных уголках Испании.

Жители провинции с восторгом встречали артистов бродячего театра. Каждое выступление труппы Федерико сопровождал речью о значении просвещения для обновленной Испании. Но не обходилось и без неприятных происшествий. В то время усиливалась травля Лорки шайкой правых, начались нападки и на актеров театра, их даже обвиняли в распущенности, так как среди молодежи было несколько девушек, которых обыватели подозревали в сожительстве с парнями труппы. Самого Федерико начали обвинять в гомосексуализме. Но, несмотря на нападки, театр просуществовал до 1936 года. Он сыграл большую роль в культурном развитии Испании и был, несомненно, большим достижением Второй республики, сыграл огромную роль в пробуждении культурного самосознания народа. С приходом к власти франкистов деятельность театра прекратилась.