Появление Луки в ночлежке

В знаменитой пьесе "На дне" М. Горькому все таки удалось соединить символику и быт того общества, а также истинные философские понятия и людские черты характера. Основные действующие герои рукописи - опустившиеся люди, которые были поставлены в крайне грубые и ужасные условия. Все действующие персонажи - жалкие и очень убогие создания, которые живут в грязной дыре, они одеты в лохмотья, сильно больны, часто недоедают. Когда у них появляются деньги, то в ночлежке зачастую устраиваются праздники. Кроме того, ссоры, скандалы и интриги, происходящие между этими людьми - явление постоянное и неотъемлемое. Таким образом, герои пьесы пытаются заглушить в себе боль, которая становится невыносимой, они стараются забыться и не вспоминать о том ужасном положении, в котором им приходится находится, кстати, по собственной же вине. Но жизнь героев произведения на время координально меняется, и связано это изменение с появлением неоднозначного человека - странника Луки. Интересно кто же такой этот Лука? И почему же его появление так отразилось на всех героях этой пьесы "На дне?"

М. Горький дает своему персонажу неоднозначное имя евангелиста, которое говорит нам о порядочном и честном отношении автора к своему персонажу и как показывает творчество писателя. Вторая же сторона критики показывает точку зрения в которой указано, что имя персонажа было выбрано не случайно, потому что оно происходит от распространенного слова "лукавый".

Итак, появление Луки - завязка пьесы, о которой так хорошо пишут Русские писатели. До этого момента все обитатели ночлежки даже ни разу не задумались, у каждого свои потаенные мысли и неосуществимые мечты, для реализации которых они ничего не предпринимают. Так, например, падшая девушка Настя просто не может жить без мысли о настоящей любви, дерзкая торговка Квашня хвастается мнимой свободой. Каждый герой пытается унизить своего сожителя и нанести ему удар по самому живому месту. Именно в такой обстановке и появляется загадочный Лука. Примечательно также, что этот персонаж появляется в месте, которое не имеет достаточного количества света, оно как бы пронизано душной и грязной атмосферой, оттуда хочется бежать и никогда не возвращаться, но тем не менее Лука остается здесь и завязывает общение с жителями ночлежки. Для начала стоит обратить внимание на личность странника, а также на его поведение. Вид у старца самый обыкновенный, герои и читатели также практически сразу же понимают, что этот человек - странник. Это можно узнать по некоторым деталям его имиджа: "С палкой в руке, с котомкой за плечами..." Это все крайне помогает Луке и он начинает вить нити отношений с героями ночлежки. Он как будто бы пытается втереться в доверие к этим несчастным людям, не оскорбляя и непереча им. Лука в процессе общения использует только ласковые и добрые слова, которые действуют на персонажей, словно бальзам на душу. Пожалуй, никто из них давно не слышал, а тем более не употреблял таких выражений. Лука не лезет в душу постояльцев ночлежки, он старается присмотреться, притереться, а также со всеми соглашается и не делает поспешных выводов. Таким образом, пожалуй, многие персонажи, а также и читатели начинают питать симпатию к этому новому человеку и хотят узнать побольше о личности этого странника.

Но откуда же появился Лука - этот вопрос не дает покоя некоторым обитателям ночлежки. Мы же, в свою очередь, только лишь догадываемся о крестьянском происхождении этого человека. Также мы знаем, что Лука очень много повидал в своей жизни, много горя и утрат выпало на его долю. Об этом мы узнаем из его высказывания: "Мяли много, оттого и мягок". Кроме того, Лука без труда может определить сущность человеческой натуры. Например, пьяному сапожнику Алешке странник говорит: "Запутался ты...", а Василисе делает точную характеристику ее внутренней личности: "Ах, и неласкова ты, мать..." Итак, сопоставив все сведения, можно с уверенностью сказать о том, что появление странника Луки в пьесе отнюдь не случайно. Чего же еще необходимо истерзанной и измученной душе, которая не ведает чувства покоя? Конечно же, немного добра, сочувствия, а также веры в прекрасное будущее. Даже самого последнему неудачнику и пропащему человеку хочется, чтобы его кто-либо ободрил, пригрел, наконец, протянул руку помощи. Именно за этим и поэтому пришел в ночлежку странник Лука.

Главная сцена появления хитрого и очень обоятельного Луки в пьесе носит стиль и определенную художественную нотку. Важно и необходимо отметить особенность речь которую произносят персонажи как они это делают. Ведь именно в них особенностей отражается судьба, происхождение, культурное представление героев произведения. Например, когда Василиса просит принести Луку "пачпорт", то сам Лука произносит это слова также. А вот Барон, напротив, требует от Луки, чтобы тот показал ему свой паспорт. М. горький мастерски вводит подобную игру слов и умело вводит эти слова в речь персонажей. Стоит отметить, что речь Луки зачастую носит афористический характер, то есть странник в буквальном смысле говорит истину, которая, к сожалению, доступна немногим. Вот, например, следующие изречения Луки: "Где тепло - там и родина", ".. ни одна блоха не плоха; все - черненькие, все - прыгают.." Конечно же, данный эпизод играет очень важную роль в контексте всего произведения. С появлением таинственного странника Луки у обитателей произведения появилась вера в светлую жизнь. Лука дал им своеобразную точку отсчета, вокруг которой каждый герой построил свой идеальный мир. Странник как будто бы говорит своим сожителям, что, если ты не можешь жить в настоящем мире, то создай свой собственный, в котором будешь чувствовать себя привольно. Например, Лука дал понять умирающей Анне, что существует новый мир, который называется раем, что там очень хорошо и спокойно, там она будет чувствовать себя спокойно. Анна верит ему и умирает со спокойной душой. Таким образом, лука старается "разбудить" все хорошие и светлые чувства, которые еще, наверное, остались в душах этих опустившихся людей.

Примечателен и тот факт, который трактует образ Луки как яркий "луч света.. в темном царстве", но это было ошибочным мнением, потому что впоследствии трактовку образа Луки восприняли как "ложь во спасении". В связи с этим мнением хочется узнать: Появление Луки все-таки навредило или помогло обитателям ночлежки? Пожалуй, что все-таки появление странника помогла этим несчастным людям. Он был призван для того, чтобы пожалеть и приласкать этих людей, когда они стали никому ненужными и отвергнутыми асоциальными личностями. Но Лука ни в коем случае не побрезговал ими, не проявил к ним отвращение, а помог этим людям в какой-то степени. Лука, наконец, возрождает веру, которая была давным-давно потеряна. Так или иначе этот загадочный странник помог каждому обитателю, который стоял на пороге жизни и смерти. Нет вины в том, что благим намерениям Луки не суждено было сбыться. Он говорил от чистого сердца, искренне и готов был помочь всем. В заключении хочется сказать, что сцена появления загадочного странника Луки - это знак свыше. Если бы он не пришел в эту богом забытую ночлежку, то все могло бы закончится гораздо хуже: эти опустившиеся люди никогда бы не узнали, что в мире есть доброе слово, что кто-то может им помочь, что существуют еще те люди, которые готовы поддержать и приободрить.

К сожалению, в настоящее время таких "странников" становится все меньше и меньше, сейчас к асоциальным людям боятся приблизиться, потому что считают их заразными, агрессивными и так далее, но, может быть, если бы нашелся среди нас такой Лука, то все бы изменилось к лучшему и среди нас не было бы "заброшенных и забытых" людей, которые никому не нужны. Пусть их минуты будут читаны, но мы же можем сделать их счастливее и заставить поверить их в светлое будущее, не так ли?