Как заставить ребенка читать?

Многие задаются вопросом: «Как заставить ребенка читать?» На самом деле — никак. Чтение не должно превращаться в наказание, в пытку. Не для этого авторы писали свои произведения.

Сейчас родители все чаще и чаще усаживают ребенка перед книжкой из школьной программы и назидательным (или даже угрожающим) тоном произносят: «Пока не прочтешь сорок страниц, никуда не уйдешь! Потом перескажешь мне содержание, а то вдруг соврешь, что читал!» Так нельзя делать ни в коем случае: ребенок, может, читать и начнет (и то лишь из-за страха перед родителем), но будет это делать из-под палки и неохотно. Здесь, как и в воспитании вообще, следует действовать мягко и ненавязчиво.

Попробуйте донести до ребенка, что чтение может быть захватывающим — не хуже мультфильма или компьютерной игры. Выясните, чем ребенок интересуется; если это какая-нибудь компьютерная игра, спросите, почему он играет именно в нее. Зацепитесь за это, постарайтесь подобрать произведение «в тему».

Не хватайтесь сразу за школьную программу. Классические произведения бывают сложны не только для детей, но и для многих взрослых. Ведь не зря романы Толстого и Достоевского анализируют до сих пор и находят что-то новое. Для начала следует подобрать что-нибудь более современное, молодежное — но качественное: ученику начальных классов можно посоветовать того же «Гарри Поттера», а подростку — что-нибудь бунтарское, жесткое (антиутопии вроде «1984» Оруэлла вполне подойдут). Отлично подойдет и фантастика, например, Если в лесу сидеть тихо-тихо.

«Но как тогда быть с уроками литературы? Там же «Гарри Поттера» не почитаешь!» — могут возмутиться обеспокоенные родители. Однако на начальном этапе ребенку необходимо понять, что книги могут быть и не занудными, что можно читать запоем, восхищаясь неожиданными сюжетными поворотами или искрометными диалогами. Попробуйте начать читать ту же самую книгу, что и ваш ребенок, и обсуждайте ее с ним. Только не требуйте пересказа содержания, просто делитесь впечатлениями о героях, их поступках, выслушайте его мнение. Так ребенок не только получит еще больше удовольствия от прочтения, но и будет учиться грамотно излагать мысли, анализировать.

Еще родителям важно уметь «закинуть удочку», заинтересовать ребенка каким-нибудь фактом из книги. Ведь на вопрос «О чем «Преступление и наказание»?» можно ответить либо «Это многогранное философское произведение о роли человека в обществе», либо «А, да там парень убил топором бабку, а еще он влюбился в проститутку». Пусть второй ответ и звучит несколько грубо, но после него любопытный и шокированный школьник обязательно раскроет книгу.

Нет таких людей, которые ненавидят читать — есть люди, которым просто пока не попалась «их» книга. Методом проб и ошибок помогайте ребенку выбрать, что почитать, и тогда рано или поздно все получится!