«Когда пройдет пять лет» (2014)
Оригинальное название: «Когда пройдет пять лет»
Жанр: «мистерия о времени»
Руководитель постановки: Джо Фабиан
Режиссер: Джо Фабиан
Автор: Федерико Гарсиа Лорка
Драматургия: Лена Фричле, Ян Кавенховен
Сценография: Джо Фабиан
Хореография: Джо Фабиан
Видеорежиссер: Джо Фабиан
Художник по костюмам: Джо Фабиан
Продюсер: Джо Фабиан
В ролях: Джо Фабиан, Эльмар Ролофф, Майкл Стиллер, Натали Чиде, Флориан Румель, Габриэль Хинтермейер, Кэролайн Юнгханц, Арлен Кониец, Марианна Элен Джордан, Борис Бургсталлер, Лариса Фельбер
Длительность: 1 час 35 минут
Язык: немецкий
Страна: Германия
Театр: Государственный Камерный театр Штутгарта
Премьера: 29 марта 2014 года
Премьера спектакля «Когда пройдет пять лет» состоялась в марте 2014 года в Государственном Камерном театре Штудгарта. Это постановка по мотивам редко исполняемой одноименной пьесе великого испанского поэта и драматурга Федерико Гарсиа Лорки. Пьеса была написана в 1931 году. Автор определил жанр своего произведения как «Мистерия о времени, которое проходит». Лорка считал пьесу очень трудной к постановке на театральной сцене. В этой постановке режиссер Джо Фабиан выступил также в роли сценографа, художника по костюмам, видеорежиссера, хореографа, продюсера и актера.
О спектакле
В Штудгарте в Государственном Камерном театре состоялась премьера, заслуживающая особого внимания. Это спектакль, поставленный по мотивам редко исполняемой пьесы известного испанского драматурга Федерико Гарсиа Лорки. «Легенда о времени», так называл свое произведение сам автор, была окончена им в августе 1931 года, всего за пять лет до трагической гибели.
В основе постановки сюрреалистичная мечта поэта разыграть на сцене свою жизнь, когда герой — молодой человек, оказавшийся в лабиринте реальности, путается между неисполнимыми желаниями и тоской по любви, приносящей только смерть. Юноша ждал целых пять лет, чтобы отвести невесту к алтарю. Он наслаждается приятными воспоминаниями, испытывает терпение, смертельное для влюбленности, пока невеста не отправляется с отцом в путешествие, а герой следует за ней, оказавшись в стране Мечты, где играют в серьезные игры и откуда еще никто не возвращался.
Постановщик, сценограф, художник по костюмам, видеорежиссер, программист, актер, хореограф и продюсер спектакля Джо Фабиан сформулировал свой замысел так: «С испанской страстью Лорка рассказывает о свадьбе и похоронах, и в этой двойственности для меня и течет кровь пьесы».
Полтора часа на сцене перед зрителями оживают картины летаргических снов, завораживающих танцев, оживающих картин классиков живописи — от Брейгеля до сюрреалистов. Постановка наполена символизмом. Детали удивляют своей подробностью. Среди предметов на сцене задрапированный черной вуалью торшер, рождественские елки, пахнущие хвоей, свисающие каменные облака над полом из зеркал, белый рояль, из которого идет дым. Мерцают гирлянды новогодней мишуры и иллюминации, звучит треск граммофонной пластинки, юноша держит в руках букет увядших роз.
На протяжении всего действия на поблекшей школьной доске появляются числа по убывающей — начиная от 1743 до нуля, это ощутимое свидетельство быстротечности времени, которое неумолимо проходит, а с ним к финалу уходит не только надежда на свадьбу, но и молодость героев. Постаревший за полтора часа действия юноша и его облысевшая воющая невеста — единственный по-настоящему эмоциональный момент постановки. Все остальное в соответствии с ритуалом похорон строго и сдержанно.
Все персонажи грациозны и торжественны, они лишь изредка произносят проложенные фразы, замедленными движениями и картинными позами они погружают зрителей в состояние транса. Забавный Старик в исполнении Эльмара Ролоффа сторчашими седыми волосами беспокоится о забытой шляпе. Странный до нелепости отец невесты, которго играет Майкл Стиллер, потихоньку ехидно комментирует все происходящее. Натали Чиде в роли застенчивой стенографистки пытается все записывать, при этом напевает популярную песню Агнес Обель «Риверсайд». Главный герой Флориана Румеля пронзен стрелами в руки и ноги, как в живописной традиции изображения Святого Себастьяна. Интересна и горничная из дома отца невесты (Габриэль Хинтермейер). Она подпрыгивает, безуспешно пытаясь взлететь. В кресле с пушистым котенком на руках в течение целого часа лежит маленькая кукла Кэролайн Юнгханц в свадебном платье. Ее пересаживают на крутящийся стул возле фортепиано и она начинает медленно и тихо говорить. Как и положено столь ответственному моменту, гремит гром и каменные облака сорвутся с неба и разобьются о сцену на части.
И вам непременно покажется, что режиссер Джо Фабиан устроил эскиз к инсценировке книги Марселя Пруста «В поисках утраченного времени», где в финале рассказчик вновь встречает всех главных героев на страшном бале-маскараде. Лишь к концу спектакль набирает темп, извлекая еще порцию знаменитых образов сюрреалистов: белые воздушные шары, убитого оленя, огромные часы без стрелок, дуэль движущихся в рапиде героев, в чьих руках винтовка и пистолет величественно взлетят в воздух, но вместо выстрелов — резкие телефонные звонки, ставящие многоточие.
Публика, ожидающая от спектакля ярких эмоций, может быть разочарована, так как в этом живописном полотне самыми выразительными оказываются механические эффекты. Режиссер использует поэтический, метафоричный конструкт хронотопа Лорки как повод для триумфа визуальности. На фоне устойчивой популярности готической культуры и экспериментов Тима Бертона, можно поздравить театр с удачей, выразив уверенность, что спектакль своего зрителя найдет.
Мартин Мецгер в рецензии «Canstatter Zeitung» от 31.03.2014
Официальная страница спектакля на сайте театра: