Переезд в Мадрид
Когда Федерико исполнился 21 год, он уехал из провинциальной Гранады в Мадрид, полный честолюбивых планов покорения столицы. В этом стремлении его поддерживали друзья из «Укромного уголка» «Аламеды», особенно Хосе Мора Гварнидо, который убеждал молодого поэта, что только в Мадриде будет возможность показать свой талант в полной силе. Преподаватель Фернардо де лос Риос, заметивший Федерико еще в Гранаде, позвал своего ученика в столицу, чтобы помочь ему проявить себя в свободной среде. Поддерживал старшего брата и Франциско, который станет в Мадриде блестящим студентом права и поможет Федерико, не отличавшегося усердием и прилежанием, все-таки закончить учебу в столице и получить диплом правоведа и адвоката.
Преподаватель Фернандо де лос Риос был потомком и последователем знаменитого андалузца Франсиско Гинеры де лос Риоса, основателя Института свободного образования. Этот институт был основан в 1876 году в ответ на изгнание из Мадридского университета педагогов, которые отказались подчиняться требованиям правительства — строить учебный процесс на восхвалении католической церкви и короля. Возникло движение свободомыслящих учителей, провозгласившее свободу совести, приоритет знаний и идеальное воспитание в духе Жан Жака Руссо. В 1910 году в рамках Института свободного образования в Мадриде создали университетскую «Резиденцию» для студентов. Вскоре она приобрела статус своеобразного оплота просвещения, привлекавшего всех испанских интеллектуалов. Небольшое здание, в котором было не более полутора десятков комнат, находилось на окраине Мадрида, недалеко от национальной библиотеки. Затем было построено большое здание на площади Сан-Хуан де ла Крус. Здесь Гарсиа Лорка провел долгие годы, именно здесь он проявил себя как творческая личность, добился славы. В то время «Резиденция» представляла собой довольно большой жилой комплекс из трех зданий, построенных архитектором Антонио Флоресом в неовосточном стиле на плато Месета на высоте более 700 метров. Два высоких здания с башенками вмещали в себя по 24 жилых комнаты каждый. В третьем здании было менее пятидесяти комнат, кроме этого, в нем был просторный конференц-зал, в котором проходили концерты. В этом зале выступали знаменитые музыканты и композиторы того времени.
Федерико перевелся в университет Мадрида и приехал весной 1919 года в столицу. Свободных мест в общежитии «Резиденции» на тот момент не было, ему пришлось поселиться в частном пансионате. Но уже в октябре, к началу учебного года, благодаря рекомендации Фернандо де лос Риоса, ему выделили собственную комнату в общежитии. Тогда же он и устроил свои первые литературные чтения под аккомпанимент рояля. Он сразу заявил о себе как о поэте и артисте.
Недалеко от парка Ретиро находилось кафе «Гихон», в котором часто собиралась творческая молодежь. В небольшую компанию талантливых молодых людей входил и Федерико. Среди новых друзей Лорки особенно выделялись двое, которые впоследствие оказали на него огромное влияние. Это Луис Бунюэль и Сальвадор Дали. Вскоре они станут неразлучными друзьями.
В Мадриде Федерико смог определиться с приоритетами в своей жизни. Если в ранней юности он хотел стать профессиональным музыкантом, композитором, позднее стал писать прозу и стихи, то в столице он открыл для себя театр, здесь он начал свой путь к успеху именно как драматург. Почти сразу он познакомился с самым известным испанским драматургом того времени Эдуардо Маркина, который устроил для молодого талантливого провинциала целую культурную программу, сводил его на представление последней пьесы Хасинто Бенавенте «Людская честь» в театр «Лара», предоставил приглашение в «Атенео», центр культурной жизни столицы. Там Федерико впервые прочитал для зрителей свои стихи. Еще одно знакомство в Мадриде, по рекомендации Фернандо де лос Риоса, с самым известным поэтом того времени Хуаном Рамоном Хименесом, которому Федерико прочитал свои стихи, принесло начинающему поэту уверенность в своем таланте. Ведь Хуан Рамон, покоренный талантом Лорки, послал его преподавателю и другу де лос Риосу хвалебное письмо: «Ваш поэт прибыл и произвел на меня прекрасное впечатление. Он наделен, кажется, сильным темпераментом и главным качеством поэта — вдохновенностью. Он прочел мне несколько своих композиций — очень красивых, возможно, несколько затянутых, но умение ограничивать себя со временем придет само собой. Я постараюсь не упускать его из виду».