«Чудесная башмачница»
Федрико было всего 25 лет, когда он решил написать историю бессильного старика, одержимого любовью к молодой жене. Этот сюжет был опробован им в кукольной пьесе о доне Кристобале и Росите. Сюжет этот был много раз использован в литературе и драматургии: это и знаменитая новелла Сервантеса «Ревнивец из Эстремадуры», и «Рогоносец» Мануэля де Фальи по одноименной комедии Аларкона, в которой высмеивается старик-коррехидор и его назойливые ухаживания за молодой красавицей-мельничихой. Для создания своей самой знаменитой комедии «Чудесная башмачница» Федерико воспользовался литературными источниками и испанским фольклором.
Главный герой комедии — 53-летний башмачник, всю жизнь проживший холостяком. Его сестра убедила жениться на красивой восемнадцатилетней девице. И после этого покой старика был навсегда нарушен. «Чудесная башмачница», ставшая его женой, при всей своей ангельской внешности, по характеру была сущей мегерой. Одним из персонажей пьесы стал ребенок, который в течение всего действия появляется на сцене. Это и глас народа, и само воплощение правды. Именно он сообщает юной жене башмачника, что у нее никогда не будет детей. Несчастная женщина, вокруг которой увивается незваный ухажер, старый алькальд, который ранее был четыре раза женат, устраивает своему супругу воистину невыносимую жизнь. Характер башмачницы Лорка, скорей всего, подсмотрел у Шекспира, творчество которого он хорошо изучил, в пьесе «Укрощение строптивой».
Уставший от постоянных скандалов, воплей и придирок башмачник уходит от жены. Неприятное известие башмачнице приносит тот же ребенок. Башмачница же, не растерявшись в трудной ситуации, открывает в своем маленьком доме таверну, которая быстро становится центром притяжения для всех мужчин деревни. однажды в таверну заглянул бродячий кукольник. он развлекает присутствующих веслыми историями, сопровождая их картинками. в одной из историй говорится о старом шорнике, женившемся на молодой девушке, которая превратила его жизнь в ад своими постоянными придирками и при этом заигрывающая со всеми смазливыми парнями. Повествование прерывает начавшаяся драка на ножах из-за хозяйки таверны. Разозленная толпа уже готова броситься на виновницу побоища, но тут вмешивается бродячий актер. Он спасает молодую женщину, а затем снимает маску. Это оказывается сбежавший от жены башмачник. Воссоединившая семья счастлива. Но это еще не конец. Вновь начинаются крики, ссоры, вечная история супругов, не подходящих друг другу...
Сам Федерико назвал эту пьесу «яростным фарсом». В этой пикантной, забавной комедии явно обнаруживается довольно неприглядный взгляд автора на супружество.