«Колдовство бабочки»
Когда Федерико в 1919 году приехал в Мадрид, он сразу познакомился с неколькими людьми, которые повлияли на его решение писать тексты для театра. Одним из таких людей стал драматург Эдуардо Маркина, котрый устроил ему приглашение в театр «Атенео», на тот момент являвшийся центром культурной жизни Мадрида. Именно там состоялось его первое публичное чтение своих стихов. Тогда же Федерико познакомился с самому известным поэтом того времени Хуаном Рамоном Хименесом, котрый одобрительно отозвался о его поэтических опытах. Хименес пригласил начинающего поэта на одну из презентаций в авангардный театр «Эслава» и познакомил с его директором — Грегорио Мартинесом и с примой театра Каталиной Барсена, которая через год сыграет главную роль в первой пьесе Лорки «Колдовство бабочки». Идею для создания этой пьесы подал сам Грегорио Мартинес, услышав из уст Федерико необычное стихотворение, в котором говорилось о необычной любви двух созданий природы — бабочки и тараканы. К сожалению, это стихотворение не сохранилось. В ощих чертах сюжет выглядел так: раненая бабочка упала на траву на лугу, ее спасли тараканы, вылечили... Один из тараканов влюбился в прекрасную бабочку, но ведь любовь между прекрасным и безобразным невозможна... Вновь обретшая свои крылья бабочка улетела, покинув несчастного таракана... По всей вероятности, Федерико вложил в эту печальную историю столько страсти и силы убеждения, что Грегорио был покорен, а Каталина Барсена, чувствительная душа и талантливейшая актриса, даже расплакалась. Режиссер тут же попросил Федерико написать пьесу для своего театра с этим же сюжетом. Несмотря на то, что Лорка был счастлив от такого предложения, работать над над постановкой он не спешил. В то время у него было достаточно и других проектов. После неоднократных напоминаний Грегорио Федерико все же написал пьесу, но настолько охладел к ней, что даже ее название придумал режиссер. Премьера спектакля «Колдовство бабочки» состоялась 22 марта 1920 года. Она оказалась неудачной. Публика с негодованием восприняла странную историю о насекомых. Ее освистали, автор явно не угодил публике, и над ним потешались. Ее главные герои — скорпионы, пауки, тараканы вызывали насмешки, во время одного из представления зритель из задних рядов даже крикнул: «Опрыскайте его инсектицидом!». Но несмотря на неудачу, уже в первой своей работе Лорка проявил незаурядный талант драматурга, хотя и незрелый. Уже в первой своей работе он следовал традициям классического театра, как испанского, так и шекспировского. Их влияние на Лорку-драматурга оставалось неизменным всю жизнь. Несмотря на свистки и насмешки, пьеса продержалась на сцене театра четыре вечера — с 22 по 25 мая 1925 года. После этого ее сняли с репертуара. В сущности, эта авангардная пьеса была безумным предприятием, порожденным воображением ребенка, игравшего на природе и наблюдавшего за этим крошечным миром насекомых. Постановка финансировалась отцом Федерико. Конечно, он был очень огорчен неудачей. Но сам Федерико, скорей всего, и не рассчитывавший на успех, начал работу над следующей пьесой — кукольное представление «Петрушка с дубиной».