«Петрушка с дубиной» или «Трагедия дона Кристобаля и Роситы»
Лето 1921 года Федерико провел в Аскеросе, среди родных. В то время у него созрел замысел написать новую пьесу, которая затмила бы провал его первой работы. В этот раз он выбрал кукольный театр. Свою пьесу он назвал «Петрушка с дубиной», в соответствии с французской традицией, и более давними традициями итальянских марионеток. О своих занятиях он писал своему другу Адольфо Салазару: «Что касается кукольного театра — я взялся серьезно изучать его. Я расспрашиваю всех, кого можно, — и узнаю много прелестных деталей. Всего этого уже не найдешь сейчас в деревнях, но то, что рассказывают старики, — смешно до упаду. Представь себе одну из сценок: башмачник по прозвищу Пакито-моряк хочет снять мерку с ноги доньи Роситы, а та отказывается — из страха перед Кристобалем, но хитрец Пакита нашептывает ей на ушко: "Росита, чтоб увидеть кончик твоих ног, я готов на все — и что увижу я тогда?.." Но вот появляется дон Кристобаль — и приканчивает его двумя ударами своей дубинки. Каждый раз, когда этот Геркулес ревности расправляется со своими жертвами, он приговаривает: "Раз-два-три — поскорей умри!" — и за кулисами театрика раздается удар барабана».
Сюжет кукольный пьесы, позднее переименованной Лоркой в «Трагедию дона Кристобаля и Роситы», предельно прост. Молодая Росита любит бедного парня Коколиша. Но ее отец, чтобы избежать разорения, хочет выдать дочь замуж за старого уродливого богача дона Кристобаля. Росита — главная героиня пьесы — энергичная молодая женщина с сильной волей. Такие женщины — рассудительные, решительные и волевые — часто станут героинями пьес Федерико. К счастью для Роситы, на сцене появляется ее давний поклонник, отсутствовавший пять лет. Он убивает глупого и жестокого дона Кристобаля. Выясняется истинная природа злого старика — он всего лишь марионетка. «Смотри-ка, у него даже нет крови», говорит Коколиш, подойдя к телу. Росита воссоединяется с любимым, и все заканчивается хорошо.
В этой пьесе было много музыкальных интермедий, и Федерико обратился за помощью к своему другу Адольфо Салазару. Он пытался обратиться с той же просьбой к Мануэлю де Фалья, который тоже был его другом и учителем, но того не заинтересовала эта работа. Пьеса была закончена лишь 1923 году. В начале 1924 года Федерико предложил поставить ее в театре «Эслава», но разочарованный предыдущей неудачей Грегорио Мартинес Сиерре отказался от нее. Пьеса так и не будет поставлена при жини автора. Через девять лет Федерико переписал пьесу в сокращенном виде для театра марионеток в Буэнос-Айресе. Представление состоится в 1934 году под названием «Трагикомедия о доне Кристобале». Он сам будет кукловодом.