«Мариана Пинеда»
После двух неудачных попыток Федерико решил написать патриотическую пьесу о национальной героине Испании Мариане Пинеде. Сама идея и название возникли из одной фразы в его «Трагедии о доне Кристобале и Росите». В одной из сцен Росита восклицала: «Все погибло! Я принимаю страдания, как Мариана Пинеда — мученица свободы. Венчаясь со смертью, она надела на шею железное ожерелье...»
Уже через несколько месяцев после написания комедии для кукольного театра о доне Кристобале и Росите, в июне 1923 года, Федерико писал своему другу Гальего Бурину: «У меня есть замысел создать большую театральную пьесу-балладу о Мариане Пинеде... Он заключается в том, чтобы представить на сцене последние дни жизни этой героини Гренады». Но прошло еще четыре года, прежде чем его замысел полностью воплотился в жизнь. Причин было несколько. Но главной, конечно же, стал государственный переворот в Испании, к власти пришел генерал Примо де Ривера. Взяв за образец итальянский фашизм Муссолини, генерал был у власти семь лет — с 1923 по 1930-й год. В стране был установлен режим жесточайшей цензуры, и это не благоприятствовало развитию свободолюбивого таланта Лорки. К тому же, когда пьеса о Мариане Пинеде была уже готова, ее появлению на сцене помешало давнее недоверие Грегорио Мартинеса Сиерры, хотя он и принял благосклонно новое направление в творчестве Федерико.
Главная героиня пьесы Мариана Пинеда — «мученица свободы», как называл ее сам Федерико, бывшая в свое время значительной фигурой андалузского сопротивления, не могла провозглашать свои бунтарские идеи со сцены театра в то время, когла у власти был генерал Риверо, это могло бы задеть его фашистские социальные амбиции и авторитарные претензии действующего режима. Лорке пришлось несколько раз переписывать свое произведение, чтобы создать максимально приемлемый вариант для театра. Главная роль в пьесе была предназначена великой актрисе того времени — каталонке Маргариту Ксиргу. Позднее она станет одним из самых близких друзей Федерико.
Третий вариант пьесы Лорка прочитал в апреле 1925 года в доме семьи Дали. После этого он читал ее перед публикой в Фигерасе. Пресса отозвалась о ней одобрительно. После этого Маргарита Ксиргу, до этого несколько месяцев выжидавшая, собрала артистическую элиту Каталонии в поддержку молодого таланта. Репетиции начались 13 февраля 1926 года. Эскизы к декорациям к «Мариане Пинеде», по просьбе друга, готовил Сальвадор Дали. Первое представление «Марианы Пинеды» состоялось 24 июня 1927 года в театре «Гойя» в Барселоне. В этом театре спектакль показывали четыре раза. После этого пьеса была поставлена в театре «Фонтальба» в Мадриде 12 октября 1927 года. Всего там было дано десять представлений. Это было несомненным успехом. Федерико Гарсиа Лорка был признан испанским драматургом.
В этой пьесе Лорка превозносит героический образ Марианы Пинеды. Этой единственной женщины Гранады, казненной из-за политических убеждений. Нельзя себе представить большего контраста с предыдущими работами Лорки — фарсом и пьесой-комедией для марионеточного театра. Мариана Пинеда стала первым трагическим женским образом театра Лорки. В отличие от реальной истории, Мариана в пьесе Федерико гибнет не в политических сражениях, а из-за любви. Образ женщины-мученицы Лорка взял из народных песен. В начале и в конце пьесы звучит куплет:
О, печальный день Гренады —
льют в ней слезы даже камни:
Мариана будет казнена —
не смогла предать она.
История настоящей Марианы Пинеды отличалась от рассказанной Лоркой. Реальная Мариана была вдовой героя-либерала, она боролась против тиранического правления Фердинанда VII (правил в Испании с 1814 года): держала связь с лидерами либерального движения — арестованными или преследуемыми. Главной целью либералов было восстановление Конституции, принятой в Кадиксе в 1812 году, согласно которой монархия должна была стать конституционной и либеральной. Мариана помогла бежать из тюрьмы своему двоюродному брату, приговоренному к смерти. Для этого она передала кузену одежду монаха. Ее арестовали, в тюрьме требовали выдать сообщников, но героиня предпочла казнь предательству. Лорка взял из истории основные факты, но в его версии Мариана ждет, что спасенный возлюбленный вернется, придет ее освободить. Но тот предпочитает свободу и личную безопасность. Мариана Пинеда умирает от любви и отчаяния. Несмотря на то, что пьеса могла стать сугубо политической, на что многие в то время и рассчитывали, Лорка создал драму страстей, трагедию любви, историю о верности и предательстве. В какой-то степени Лорка в своем произведении говорит и о себе — о невозможности счастливой любви и одиночестве.
Образ Марианы Пинеды входит в галерею сильных женщин, но несчастливых в любви и обманутых в своих надеждах, котррых Лорка часто делал главными героинями своих произведений: это его Башмачница, Невеста из «Кровавой свадьбы», Йерма, Росита, дочери Бернарды Альбы...