В Барнауле представили спектакль «Андалузское проклятие»
В минувшие выходные Государственный академический русский театр им. Лермонтова из Алма-Аты (Республика Казахстан) представил в Барнауле спектакль «Андалузское проклятие». Это был первый визит алма-атинского театра в Барнаул, а состоялся он благодаря зарубежному направлению федеральной программы «Большие гастроли». В столице Алтайского края гости собрали пресс-конференцию, на которой предупредили своих будущих зрителей: постановка по известной пьесе Федерико Гарсиа Лорки «Дом Бернарды Альбы» получилась экспериментальной. По их опыту, кто-то легко принимает предложенный режиссером язык, а у кого-то он вызывает отторжение. Остаться же равнодушным к этому двухчасовому сценическому действу было невозможно. Полноформатный театр Федеральная программа «Большие гастроли» в прошлые сезоны уже подарила барнаульцам встречи со спектаклями БДТ им. Товстоногова и Московского ТЮЗа, а также русских театров из Тбилиси и Еревана, все они были показаны на сцене краевого театра драмы им. В.М. Шукшина.
Заместитель гендиректора Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Владимир Черкасов на пресс-конференции поблагодарил администрацию края и лично начальника краевого управления по культуре Елену Безрукову и директора театра драмы Любовь Березину: «Если бы не эти энтузиасты театрального искусства, вряд ли состоялось бы такое продолжительное сотрудничество Федерального центра поддержки гастрольной деятельности с Алтайским краем». Центр был создан в 2014 году, чтобы ведущие российские театры могли выступать в регионах с полноформатными спектаклями — ровно в том виде, в каком они идут в Москве и Санкт-Петербурге. С тех пор, по словам Владимира Черкасова, добавилось еще три направления: поддержка гастролей зарубежных русскоязычных театров (благодаря чему стали возможны и нынешние сибирские гастроли театра им. Лермонтова из Алма-Аты), а также обменных визитов региональных театров и гастролей театров для детей и молодежи. Сейчас программа охватывает 85 российских регионов, в ней участвуют ведущие российские и русскоязычные зарубежные театры, а показы ежегодно исчисляются сотнями.
Заведующий литературной частью театра им. Лермонтова Алексей Гостев рассказал, что нынешние сибирские гастроли включают три города — из Барнаула театр отправился в Новокузнецк и Новосибирск. Актриса Ирина Лебсак выразила благодарность Федеральному центру поддержки гастролей: «У нас появилась возможность сказать, что мы не просто существуем, а живем насыщенной театральной жизнью. И если бы не эта программа, мы, может, так и варились бы в собственном соку. Нам важно показать, что русский язык в Казахстане не умирает, островок славянизма в лице нашего театра существует и у этого островка уже начался юбилейный 85-й сезон. По словам заслуженной артистки Республики Казахстан Татьяны Банченко, в новых условиях возникают определенные сложности с пополнением кадров: русскоязычные группы в театральных вузах набираются раз в несколько лет, да и процент выпускников, которые затем придут работать в театр, невелик. А заслуженная артистка Наталья Долматова рассказала, что после периода безвременья у театра появилась возможность приглашать неординарных режиссеров, возникли более современные спектакли и эта «перестройка театра» ее очень радует.
— Наш сегодняшний спектакль — это не просто повествование. Это ассоциации, даже какой-то сюрреализм. Но режиссер так видел, а мы просто постарались его понять и воплотить то, что он хотел, — сказала Наталья Долматова. А Ирина Лебсак, которая играет в спектакле Марию Юзефу, заметила: «Нам, актрисам, было очень интересно окунуться в этот эксперимент, в это режиссерское решение — противоречивое, непростое, не всеми принимаемое. Мы бережем то, что режиссер хотел вложить в спектакль, и то, что написал Лорка. И с удовольствием продолжаем в нем играть. Надеюсь, что и здесь мы найдем единомышленников. Главная тема нашего спектакля — жить без любви невозможно. И вот что происходит, если этой любви лишить женщин».
Нежилое пространство «Андалузское проклятие» поставил режиссер Дмитрий Билов из Германии. В прошлом он был артистом театра им. Лермонтова, затем уехал на Запад и сделал себе имя, в том числе как художник и театральный педагог. В начале спектакля взорам зрителей предстала совершенно пустая черная сцена, на которой одновременно с актрисами появляются и передвижные «декорации»: лаконичные светлые конструкции, совмещающие в себе трубу, стену, мебель и даже, кажется, надгробие, настойчиво отсылают к эстетике кубизма. Резкие раздражающие удары церковного колокола — самое первое, почти вещественное впечатление от постановки. Жесткий свет, сизый дым, бряцание тяжелых цепей и хриплый, сумасшедший голос из-за кулис — этого оказалось достаточно, чтобы создать на огромной драмовской сцене атмосферу замкнутого, давящего, абсолютно клаустрофобного пространства, в котором невозможно существовать.
По сюжету после смерти второго мужа деспотичная Бернарда (актриса Татьяна Банченко) объявляет восьмилетний траур — только лишь потому, что так было принято в доме ее отца и деда. Это решение лишает четырех ее дочерей даже призрачных надежд на замужество, в то время как к старшей — наследнице всего состояния семьи — посватался самый красивый парень в округе. Но всем очевидно, что если бы не наследство, он предпочел бы младшую сестру... Стихийная ревность, ненависть и отчаяние охватывают дом Бернарды Альбы. Сама она словно не замечает взрывоопасной обстановки и беспокоится лишь о безупречной репутации семьи в глазах соседей.
Елена Кожевникова, театровед, критик: — После просмотра спектакля «Андалузское проклятие», поставленного по пьесе Федерико Гарсиа Лорки «Дом Бернарды Альбы», в голове крутятся строчки из его стихотворения «Неверная жена»: «А бедра ее метались, как пойманные форели, то лунным холодом стыли, то белым огнем горели». Ведь не было на сцене ни одного, даже самого завалящего мужчины. Однако вся атмосфера происходящих событий была насыщена его незримым присутствием, эротикой и напряженным вожделением. Такой высокой температуры страсти я давно уже не чувствовала на наших сценах. Давно не томилась вместе с героями в поисках выхода из «нелегальной», посаженной на цепь, всепоглощающей любви. Замурованные от жизни на восемь лет траура красивые молодые испанки приносятся в жертву произволу собственной матери Бернарды Альбы.
В монохромном, сером, холодном пространстве дома с высокими каменными стелами-стульями, напоминающими надгробия, им предстоит медленное умирание и старческое слабоумие, отягощенное позывами плоти. Режиссер Дмитрий Билов поставил спектакль в стилистике экспрессионизма, для которого характерно тяготение к гротеску и трагизму. В атмосфере безысходности и одичания нравов он отстаивает право человека на собственный выбор. Даже если заплатить за него придется собственной жизнью. Мощное, страстное высказывание режиссера потрясающе раскрывается в ансамблевой игре талантливых актеров русского драматического театра города Алма-Аты.