В московском «Электротеатре» показали «Дом Бернарды Альбы» Гарсиа Лорки
В «Электротеатре Станиславский» на Малой сцене в октябре 2016 года прошел показ нового спектакля «Дом Бернарды Альбы», поставленного молодым режиссером Алисой Селецкой, ученицей Бориса Юханова. Постановка в рамках проекта «Золотой осел» получилась достаточно интересной и весьма поучительной. В известной истории, описанной великим испанским поэтом и драматургом в конце 1930-х годов, рассказывается об одной провинциальной испанской семье, живущей в большом доме и подчиняющейся жестким правилам приличия, принятым в то время в среде зажиточных крестьян Испании. В основе пьесы, по словам автора, лежат реальные события, происходившие в деревне Аскероса, в доме неподалеку от дома его родителей. Главная героиня повествования — деспотичная мать, после смерти мужа обрекшая своих взрослых дочерей на многолетнее заточение в стенах родного дома из-за строжайшего траура по умершему.
В спектакле, как и пьесе, со всеми подробностями, выпукло и гротесково, рассказывается драматическая история семейства Альба. Атмосфера пронизана предчувствием неотвратимости смерти, физической или духовной главных героинь. Все происходящее на сцене окутано мрачной тайной, первое событие — это смерть хозяина дома. Мать и ее пять дочерей в траурных одеждах, с черными веерами возвращаются в дом после похорон. По решению овдовевшей Бернарды Альбы, траур должен продолжаться восемь лет. В это время двери дома будут закрыты для всех посторонних, закрытыми будут даже окна. Мрачный дом властной Альбы — лаконичное геометрическое пространство в красных и черных тонах. Беспощадность рутины подчеркивает звуковое сопровождение — это стук швейной машинки, который звучит на протяжении всего спектакля, почти без пауз, треск заевшей пластинки, хрип кассетной пленки и, как похоронный плач, монотонное женское пение. Оригинальный текст пьесы дополнен фрагментами стихотворений Лорки.
Композитор спектакля Даниил Пильчен делится свои восприятием этой драмы: «Личное переживание текста естественным образом порождает моменты столкновения, непонимания и даже агрессии, и мне кажется, что каждый из таких моментов нашел свое отражение в самом спектакле; в особом трении, которое возникает в том числе между музыкальной составляющей спектакля и игрой актеров». Среди зрителей было немало студентов театральных вузов, которые после его завершения говорили, что над спектаклем хочется и плакать, и смеяться. Это было бы очень смешно, если бы не было так грустно и страшно.