Энкарнасьон Лопес Хульвес (Ла Архентинита)
Энкарнасьон Лопес Хульвес (сценическое имя Ла Архентинита) — известная испанская танцовщица и хореограф фламенко. Архентинита, уменьшительное от Argentina — Серебряная, серебристая, буквально — маленькая Архентина. Она родилась 3 марта 1895 (по другим сведениям 1898) года в Буэнос-Айресе в Аргентине в семье эмигрантов из Испании. В 1901 году вместе с семьей вернулась в Испанию. В восемь лет начала выступать в театре. С Федерико Гарсиа Лоркой она познакомилась в 1920 году. Играла в его первом спектакле «Колдовство бабочки» в мадридском театре «Эслава». Спектакль провалился, несмотря на ее прекрасную игру. Ла Архентинита была гражданской женой известного испанского матадора Игнасио Санчеса Мехиаса, который был другом Лорки. Ей была посвящена поэма Лорки «Плач по Игнасио Санчесу Мехиасу», написанная им после трагической смерти матадора в 1934 году. Архентинита помогала Лорке во время чтения лекций, выступая в качестве «музыкальной иллюстрации». Сам Федерико называл танцовщицу «дорогой кумой» и очень тепло к ней относился. Кумовьями они стали в Нью-Йорке в начале марта 1930 года: за день до отъезда Лорки на Кубу крестили сына Федерико де Ониса, друга Лорки, преподавателя Колумбийского университета (мальчика назвали Хуан Федерико, в честь тезок — отца и крестного). В 1929 (по другим данным в 1931) году Архентинита и Лорка записали на граммофонные пластинки двенадцать испанских народных песен, собранных и обработанных поэтом. Эти записи интересны тем, что Лорка выступил в качестве аккомпаниатора.
Архентинита в своем танцевальном стиле объединяла элементы фламенко, танго и болеро. Она выступала в разных театрах Испании. С установлением Республики создала собственную труппу и вместе с младшей сестрой Пилар Лопес Хульвес (1912—2008) создавала великолепные спектакли. Архентинита удостоилась нескольких крупных наград, к примеру, Ордена Изабеллы Католической, вручаемого за заслуги перед испанским государством. Она поставила спектакли: «Улицы Кадиса», «Кафе Божьи Коровк», «Колдунья-любовь» и другие, показала их в городах Испании и в Париже, а позднее в Америке. С начала гражданской войны Архентинита уехала в Марокко, затем была в Париже, Лондоне, Нидерландах, Бельгии. В 1938—1940 была приглашена в труппу Русский балет Монте-Карло. В конце концов обосновалась в США.
Одной из самых известных постановок труппы Архентиниты был, конечно, «Кафе де Чинитас» — балет, декорации к которому создавал Сальвадор Дали. Премьера балета в Америке состоялась в 1943 году в «Метрополитен-Опера». 28 мая 1945-го она дала там же последнее представление — «Испанское каприччо» Мануэля де Фальи. Умерла Архентинита 24 сентября 1945 года. Пилар Лопес, ее наследница, распустила труппу и вернулась в Испанию. Похоронена Архентинита в Испании. Позднее Пилар Лопес вновь собрала труппу. В память о сестре Пилар восстановила спектакль «Кафе де Чинитас». «Испанский балет Пилар Лопес» был знаменит не только своими яркими спектаклями, но и тем что являлся «кузницей кадров» фламенко. Донья Пилар всегда была большой мастерицей отыскивать «необработанные алмазы» и превращать их в бриллианты. Ее школу прошли Antonio Gades, Mario Maya.