Тайна гибели Машерова

Сегодня исполняется 21 год со дня загадочной гибели первого секретаря ЦК Коммунистической партии Белоруссии П. М. Машерова. Существуют многочисленные версии гибели Машерова и некоторые из них сводятся к тому, что это было политическое убийство. На допросе по одному из уголовных дел, доктор экономических наук, профессор Юрий Козлов, долгие годы проработавший в Белоруссии, заявил, что Машерова убили, инсценировав автомобильную катастрофу.

Каким он был

Герой Советского Союза, первый секретарь ЦК КП Белоруссии Петр Миронович Машеров довольно сильно отличался своим поведением от остальных кандидатов и членов Политбюро ЦК КПСС того времени. Звание Героя Советского Союза Машеров получил за активное участие в партизанском движении в годы Великой отечественной войны. Скромный и обаятельный человек, он пользовался заслуженным уважением в Белоруссии, да и во всем Союзе тоже. А после смерти Кулакова, людская молва упорно прочила Машерова в брежневские наследники.

Он продолжал пользоваться старым личным автомобилем ГАЗ-13 «Чайка», не любил торжественных и помпезных выездов, и поэтому требовал, чтобы впереди его кортежа не было автомобилей ГАИ с мигалками, а довольствовался только охраной.

1 июля 1980 года были введены в действие новые Правила дорожного движения, в том числе и специальных кортежей. Таковые должны были двигаться в сопровождении автомобилей ГАИ, имеющих специальную окраску и оснащенных проблесковыми маячками, из которых не менее, чем один — красный. Водители встречного транспорта при встрече с кортежами специального назначения должны были «остановиться у тротуара или на обочине, а при их отсутствии — у края проезжей части».

Роковой день

Днем 4 октября 1980 года от здания ЦК КП Белоруссии в Минске в сторону Жодино выехала «Чайка» ГАЗ-13, госномер 10-09 ММП под управлением опытного водителя из гаража ЦК Е. Ф. Зайцева. Рядом с водителем сидел П. М. Машеров, а на заднем ряду сидений — офицер охраны майор В. Ф. Чесноков. Вопреки правилам и существовавшим инструкциям впереди шел автомобиль охраны ГАЗ-24 «Волга» госномер 01-30 МИК обычной окраски, без проблесковых маячков. И только сзади двигался автомобиль ГАИ.

Кортеж двигался по осевой линии трассы Москва — Брест шириной 12 метров со скоростью 100-120 км/час. Такая скорость установлена службой безопасности, так как не позволяет вести по автомобилям прицельную стрельбу. Автомобили держали дистанцию 60-70 метров. За километр до пересечения трассы с дорогой на Смолевическую птицефабрику первая «Волга», преодолев подъем, пошла на спуск. До катастрофы оставались считанные секунды.

Грузовик ГАЗ- 53Б, внезапно вынырнувший из-за тяжелого МАЗ-503, притормаживающего у обочины согласно Правилам, все увидели одновременно. Оценив ситуацию, старший эскорта резко увеличил скорость и пролетел в нескольких метрах от двигавшегося навстречу и несколько под углом грузовика. Водитель Машерова сначала пытался затормозить, но затем, ориентируясь на маневр «Волги» охраны, также попытался увеличить скорость, но не успел: ГАЗ-53Б выехал на середину трассы и перегородил ее. На скорости 100 км/час «Чайка» столкнулась с грузовиком, груженым пятью тоннами картофеля. В момент удара грузовик взорвался и загорелся. А броня не спасла пассажиров «Чайки»: грузовик вмялся в салон и раздавил всех, находившихся в нем. У Машерова были зафиксированы множественные переломы рук и правой ноги, а рваная рана на голове завершала жуткую картину.

Водителя грузовика Николая Пустовита выбросило из кабины вслед за отлетевшей дверцей. Вторая «Волга» сопровождения успела затормозить в метре от грузовика.

Разбор

Из Москвы в Минск прибыли начальник управления ГАИ МВД СССР Лукьянов, эксперты Главного бюро судебно-медицинской экспертизы МО СССР во главе с их начальником Томилиным и старший следователь московской прокуратуры. С белорусской стороны был назначен следователь по особо важным делам Николай Игнатович. Следственная комиссия установила, что в тот роковой день водитель грузовика ГАЗ-53Б Николай Пустовит выполняя обычный рейс. Он работал водителем базы «Жодино» Белорусского НИИ земледелия. За спиной у него была пара часов спокойной езды по прекрасной трассе. Дистанция между идущим впереди тяжелым грузовиком МАЗ-503 составляла 50-70 метров. МАЗ-503 под управлением Тарайковича, принадлежал автокомбинату №4 Минского городского управления грузового транспорта. Тарайкович первым увидел спецкортеж и следуя ПДД, принял вправо и стал тормозить двигателем. Скорость его грузовика быстро упала и он остановился, а Пустовит почему-то пошел на обгон...

Из показаний Пустовита на допросе:

«Дорогу, по которой я ехал в день аварии, 4 октября 1980 года, я хорошо знаю. Спокойная езда не вызывала напряжения. Когда я поднял голову, у меня перед глазами был лишь внезапно возникший борт МАЗа. Создалось впечатление, что МАЗ внезапно остановился передо мной. В моей памяти как бы отложился момент столкновения с препятствием, страшный удар, пламя...»

Пустовит утверждал, что он только на мгновение отвлекся от дороги, что бы посмотреть на приборы — как раз в тот момент, когда впереди идущий МАЗ резко сбросил скорость. Он признал, что не сумел правильно оценить ситуацию и стал виновником катастрофы.

Из заключения судебной автотехнической экспертизы ВНИИ судебных экспертиз Министерства юстиции СССР:

«В сложившейся обстановке при своевременном принятии мер к снижению скорости движения автомобиля ГАЗ-53Б водитель его ИМЕЛ возможность предотвратить дорожно-транспортное происшествие. В сложившейся обстановке водитель автомобиля ГАЗ-13 «Чайка» не имел технической возможности применением торможения предотвратить столкновение с автомобилем ГАЗ-536. Водитель автомобиля ГАЗ-24 и старший группы эскорта не располагали возможностью, действуя в соответствии с Правилами дорожного движения и специальными инструкциями, воспрепятствовать выезду автомобиля ГАЗ-53Б на полосу встречного движения.»

На основании этого отрывка можно предположить, что авария была отнюдь не случайной. Подтверждением этому служат и слова генерала Лукьянова, начальника ГАИ всей страны, которые невольно вырвались у него при осмотре места происшествия: «Нет, здесь не все чисто. Похоже, кто-то это подстроил.» Когда об этом узнали работники КГБ, они жестко поставили вопрос о поведении генерала.

Мнения

В частных разговорах опытные водители предполагали, что у Зайцева была возможность спасти жизнь себе и пассажирам. Автомобили столкнулись практически на пересечении со второстепенной дорогой, и при хорошей реакции не исключался маневр с выездом на нее или броском автомобиля на поле, где можно было быстро погасить скорость.

За несколько лет до этой катастрофы в подобной ситуации оказался Председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин. Реакция его водителя была мгновенной, и он выбрал единственное правильное решение. В тот момент Косыгин потерял сознание, а когда пришел в себя посчитал, что водитель чуть его не убил и стал требовать его ареста и наказания. Премьера с трудом удалось убедить, что наоборот, он обязан водителю тем, что остался в живых.

Быстрое завершение

После гибели Машерова в Минск прилетели заместитель Генерального прокурора СССР В. В. Найденов и начальник следственной части Прокуратуры СССР Г. П. Каракозов. К тому времени выяснилось, что в разработанных МВД инструкциях по сопровождению автомобилей специального назначения имеется много нелепостей и противоречий. Поэтому они обсуждали один-единственный вопрос: есть ли основания для привлечения к уголовной ответственности за халатность кого-либо из должностных лиц органов внутренних дел. Сошлись на том, что нет. По их мнению, само дело о гибели Машерова никакой сложности не представляло.

Никого не заинтересовали странные детали катастрофы: почему вдруг взорвался грузовик с картошкой? Почему автомобиль охраны не блокировал путь грузовику? Ведь имеются четкие инструкции, как охране поступать в таких ситуациях.

А Николая Пустовита приговорили к 15 годам лишения свободы за нарушение правил безопасности, повлекшее гибель нескольких лиц, а его след затерялся на зоне.

Горестные проводы Похоронили Машерова 7 октября на минском городском кладбище — места у Кремлевской стены он, видимо, не заслужил. Несмотря на дождливую погоду, проститься с ним пришли тысячи минчан. А от ЦК КПСС попрощаться с Машеровым приехал только секретарь ЦК М. Зимянин, а Брежнев прислал простой венок...